12573872_10153927274122174_73807217176757173_n

Зимняя UX-конференция РШСД

Небольшой лытдыбр о прошедшей вчера зимней UX-конференции РШСД.
Забавно, что лично для меня самыми полезными и интересными докладами стали первый (Ксения Стернина) и последний (Дмитрий Сатин), хотя остальные докладчики тоже были на уровне.
Но обо всем по порядку.
Доклад Ксении, основанный на более чем 50 юзабилити исследованиях (Интерфейсные решения для тач-пад приложений) был посвящен самым что ни на есть практичным вещам, с которыми сталкивались разработчики мобильных приложений Mail.ru.
Как вывести список метро в приложении для поиска недвижимости, как сделать так, чтобы пользователь не путался при выборе города и области (Свердловская область – Екатеринбург), что делать с гамбургер меню в новостных приложениях (мы не можем закрепить меню вверху, тк пользователя нужно уводить в чтение контента, но при этом, при скроле навигация теряется), как правильно сделать навигацию если у человека лопатофон и он может просматривать контент и в горизонтальном и в вертикальном расположении, как сделать так, чтобы пользователь все-таки попадал пальцами в элементы интерфейса, как решить проблему с авторизацией и добавлением товаров (или объектов недвижимости) в избранное и тд и тп.
Знаете, с одной стороны, когда смотришь на слайды презентации Ксении то кажется – черт ну это же все из серии “капитан очевидность”, разве можно сделать по-другому? НО дьявол в мелочах. И я представляю сколько приложений и граблей было пройдено, чтобы придти к таким простым и эффективным истинам.
Мой совет – не надо изобретать велосипед – просто посмотрите презентацию Ксении и избавите себя от кучи головной боли при разработке интерфейсов для мобайла.
Вторым выступал Искандер Мирмахмадов из AIC. Ребята уже второй раз рассказывают про тонкости веб-аналитики и о том как у них в компании сочетаются качественные и количественные исследования.
Из того, что показалось интересным – ребята строят конверсионные сценарии пользователя (какими путями он должен ходить по сайту, чтобы совершить покупку) и анализируют пользователей по сегментам. С помощью настроенных событий в Google Analytics отдельно анализируются ошибки на формах ввода данных. Искандер также отметил то, что нужно анализировать не сессии, а пользователей и пользоваться clientID в Universal Analytics.
Если сформулировать основной посыл выступления в двух словах – учитесь работать в GoogleAnalytics, используйте API (https://ga-dev-tools.appspot.com/query-explorer/) но при этом понимайте и ограничения этого инструмента (семплинг, работа с сессиями, а не пользователями и тд). Также посоветовал использовать сервис http://www.loop11.com.
Дмитрий Андронов из Альфабанка (B2B подразделение) затронул тему синергии потребностей бизнеса и потребностей клиента при разработке и внедрении B2B систем.
Если ERP системы выбираются на уроне топ-менеджмента или директора по IT, то пользоваться то ими придется обыкновенному сотруднику и если при этом производительность сотрудника упадет – то и бизнесу это будет не выгодно. При внедрении новых B2B систем должны приниматься в учет и бизнес-задачи (повышение прибыли, сокращение затрат) и решение пользовательских задач (быстрое выполнение задач в новой системе, легкость обучения). Я тут вспомнила историю из своей практики, когда в компании внедряли 1С (дело было лет 10 назад) и в довесок к очень крутой главбуху пришлось взять не столь опытную девочку бухгалтера, зато с опытом работы в 1С. Еще понравилась мысль, что в системе всегда работает несколько групп пользователей – начинающие, продолжающие, опытные, экстремальные. И всем группам должно быть в ней комфортно.
Довольно интересным было выступление Дмитрия Кулаковского из МГТС. Во-первых, угадайте сколько лет этой компании? 133. Год основания МГТС 1882-й. Дмитрий рассказал историю продукта gpon, в который было вложено порядка 2 млрд долларов. И несмотря на это, в какой-то момент компания столкнулась с тем, что теряла каждого второго клиента из-за неправильных бизнес-процессов и проблемы “последней мили”. Вы звоните в компанию и хотите подключить Интернет, а вам говорят, что ваш дом еще не подключен и когда будет подключен неизвестно. И компания начала работу не с создания супер-пупер красивого личного кабинета, чтобы удержать пользователей, а с исправления офф-лайновых вещей и бизнес-процессов и только потом начала делать личные кабинеты, адаптивные сайты и пр. Сначала качественный сервис и продукт и только потом всякие рюшечки в виде веб-сервисов и личных кабинетов и мобильных приложений. Трансформация бизнеса состоит не только из инвестиций в технологию, но и финансовых и ресурсных инвестиций в клиентский сервис.
Александр Ненашев из Wonderfull просто взорвал мозг (в хорошем смысле) своим нестандартным мышлением и слайдами презентации.
На февальском мастер-классе будем на практике проверять как работает co-design, когда одновременно за одним столом задачу решают и представители бизнеса и пользователи и дизайнеры/проектировщики. Как происходит обычно сейчас? Есть какой-то абстрактый пользователь в вакууме. В лучшем случае, его опрашивают или наблюдают за ним в этнографических исследованиях. Есть представители бизнеса (при этом они тоже очень разные. IT директор хочет одного, директор по продажам другого, маркетолог третьего, а менеджер call-центра четвертого). Есть дизайнеры/проектировщики, которые как правило оторваны от бизнес-процессов компании и пользователей (их ментальные модели могут отличаться от ментальных моделей конечного пользователя продукта). Обычно процесс разработки протекает линейно. Опросили пользователей – бизнес поставил задачу – дизайнер нарисовал. В итоге получается то, что получается. А что если проектировать не последовательно, а одновременно?
Евгений Овчаренко из ВТБ24 рассказал историю созданию юзабилити лаборатории в банке.
Показалось интересным, что кроме стандартного айтрекингового оборудования, они также используют очки (система трекинга глаз mobile RED) для этнографических исследований “в полях” возле самих банкоматов. http://neurobotics.ru/eyetracking/REDn_Scientific
Евгений также привел интересный кейс айтрекинг-исследования рекламного ролика банка “Три кита” (вот этого https://www.youtube.com/watch?v=uG-I5Thw4Yg), после которого рекламу пришлось переделать, тк нужные сообщения (названия вкладов) пользователи при просмотре ролика просто не замечали.
Закрывал конференцию Дмитрий Сатин с темой доклада “Этические и личностные выборы нашей профессии”. Дмитрий рассказал про “запланированное устаревание” и социально-ориентированное проектирование (Обязательно посмотрите фильм “The light bulb conspiracy” http://www.youtube.com/watch?v=vfbbF3oxf-E).
Очень интересной показалась дискуссия после выступления Дмитрия с комментариями из зала. Советую посмотреть доклад полностью, когда будет выложено видео.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>