Эвристические приемы. В поисках креативных идей.

Эвристические приемыЭх, не зря же у меня в описании блога стоит «креатив». Надо хоть иногда про этот самый креатив вспоминать, тем более, что тема эта благодатная – эвристические приемы, мозговые штурмы, методы 5 шляп, ТРИЗы и морфологические анализы всегда волновали умы и сердца. Вначале, небольшая личная история, которая имеет прямое отношение к делу, а потом будут приведены эвристические приемы, которые можно использовать в рекламе недвижимости (при разработке макета дизайна), например.


История такова. Жил да был у нас на кафедре один профессор, который преподавал нам предмет под странным названием «Методы технического творчества». Профессора звали Половинкин Александр Иванович. Честно говоря, мы тогда с трудом понимали что такое это «техническое творчество» и зачем нам оно вообще надо. Человек этот, надо сказать, сам по себе очень интересный и могу даже без преувеличения сказать уникальный. Не каждый профессор и доктор технических наук, бывший ректор технического университета, берет, бросает все и идет в православные священники. Причем, и на этом новом поприще добивается значительных успехов. В общем, как вы уже, наверное, поняли, я большая поклонница А.И еще со студенческих времен.

Кстати, Леха Андреев писал как-то, что на РОЦИТовском круглом столе про развлечения в Интернете присутствовал православный священник – который шокировал аудиторию, заговорив о сроках запуска Семантической Сети. Не удивлюсь, если это был наш А.И. 

Но вернемся к креативам и творчеству. Под руководством и участии Половинкина впервые был составлен энциклопедический словарь “Техническое творчество: теория, методология, практика”, переизданный в Японии и США. Меня во всем этом предмете особенно зацепили эвристические приемы для решения творческих инженерных задач в различных областях техники.

Цель – расширить область поиска решений задачи в условиях ограниченного времени и сформировать достаточно полное множество улучшенных технических решений. Суть метода заключается в постановке и решении задач технического творчества на основе использования межотраслевого фонда эвристических приемов (ЭП).

План действий:
1. Сформулировать задачу.
2. Приступить к решению, используя имеющуюся информационную базу с ее фондами эвристических приемов.
3. Из окончательно сформированного множества улучшенных технических решений выбрать наиболее перспективные варианты для дальнейшей проработки.

Межотраслевой фонд эвристических приемов

Количественные изменения

• Резко изменить параметры объекта

Преобразования по аналогии

• Использовать природный принцип повторяемости однотипных элементов (пчелиные соты, клетки, листья, кристаллы и т.д.)
• Использовать в качестве прототипа искомого решения объект неживой или живой природы
• Применить принцип имитации.
• Использовать эмпатию: мысленно превратить себя в объект, с помощью своих ощущений найти наиболее целесообразное решение.
• Использовать в качестве прототипа детские игрушки

Преобразования в пространстве

• Изменить традиционную ориентацию объекта в пространстве: горизонтальное положение на вертикальное или наклонное; положить на бок; повернуть низом вверх; повернуть путем вращения
• Использовать “пустое пространство” между элементами объекта. Один элемент проходит сквозь полость в другом элементе.
• Объединить известные порознь объекты с размещением одного внутри другого по принципу матрешки.
• Размещение по одной линии заменить размещением по нескольким линиям или по плоскостям, в трехмерном пространстве. Перейти от одноэтажной компоновки к многоэтажной.
• Перейти от контакта в точке к контакту по линии. От контакта по линии к контакту по поверхности. От контакта по поверхности к объемному контакту .
• Осуществить сопряжение по нескольким поверхностям
• Разделить объемную и необъемную части

Преобразования во времени

Перенести выполнение действия на другое время. Выполнить требуемое действие до начала или после окончания работы.
Перейти от непрерывной подачи энергии (вещества) или непрерывного действия (процесса) к периодическому или импульсному, Инверсия приема.
Перейти от стационарного во времени режима к изменяющемуся.
Исключить бесполезные (”вредные”) интервалы времени. Использовать паузу между импульсами (периодическими действиями) для осуществления другого действия.
По принципу непрерывного полезного действия осуществлять работу объекта непрерывно, без холостых ходов. Все элементы объекта должны все время работать с полной нагрузкой.
Изменить последовательность выполнения операций.
Перейти от последовательного осуществления операций к параллельному (одновременному). Инверсия приема.
Совместить технологические процессы или операции. Объединить однородные или смежные операции. Инверсия приема.

Преобразование формы:

• Использовать круговую, спиральную, древовидную, сферическую или другую компактную форму.
• Сделать в объекте отверстия или полости.
• Проверить соответствие формы объекта законам симметрии. Перейти от симметричной формы к асимметричной.
• Перейти от прямолинейных частей, плоских поверхностей, кубических и многогранных форм к криволинейным, сферическим и обтекаемым формам.
• Выполнить объект в форме: другого объекта, животного, растения и т.д.
• Использовать различные виды симметрии и асимметрии, динамические и статические свойства формы, ритма (чередования одинаковых и схожих элементов), нюансов и контраста.

Преобразование движения и силы

• Изменить направление вращения
• Заменить поступательное движение вращательным
• Изменить направление движения
• Заменить традиционную сложную траекторию движения прямой или окружностью.
• Разделить объект на элементы, способные перемещаться друг относительно друга. Сделать движущиеся элементы неподвижными, а неподвижные движущимися.

Преобразование материала и вещества

• Выполнить элемент или его поверхность из пористого материала. Заполнить поры каким-либо веществом.
• Вместо жестких объемных конструкций использовать гибкие оболочки и пленки.
• Изменить агрегатное состояние вещества
• Заменить объекты их оптическими копиями (изображениями); использовать изменение масштаба изображения. Перейти от видимых оптических копий к инфракрасным, ультрафиолетовым и другим изображениям.

Приемы дифференциации

• Разделить движущийся поток на два иди несколько
• Провести дробление традиционного целого объекта на мелкие однородные элементы с аналогичной функцией.

Мне кажется, что некоторые приемы вполне можно использовать при разработке интерфейсов, дизайна сайтов или рекламных макетов. А вы как думаете?

P.S.

Как-нибудь потом расскажу про еще одного своего “любимчика” – Лотфи Заде, который изобрел Fuzzy Logic. Но это в другой раз :-)

Ссылки по теме

Техническое творчество
http://doc.unicor.ru/tt/217.html

Межотраслевой фонд эвристических приемов
http://www.stratum.ac.ru/textbooks/intelect/additional/dop08.htm

Основы инженерного творчества. Половинкин А.И.
http://www.bolero.ru/product-48949768.html

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>