22683_839048696168004_7393007775302007863_n

Обзор конференции DIY. Do it Online. Часть 2. (Рынок недвижимости и DIY)

Сегодня будет немного циферок и трендов, как озвученных Data Insight и InfoLine на конференции по DIY 2 апреля, так и почерпнутых из обзоров большой тройки по коммерческой недвижимости (JLL, Cushman, Knight Frank).

Для начала басня (подсмотрено у Ани Чапман): «Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: “Мышеловка – это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!” Чуть позже в мышеловку попалась змея – и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах. И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!».

О чем это я собственно? Мне видится, что причинно-следственные связи на нашем рынке формируются как-то так:

Экономика –> Недвижка/Стройка –> Рынок DIY –>  DIY e-commerce

Собственно и пройдемся по всей этой цепочке по порядку.

Текущая экономическая ситуация

  • Влияние курса рубля на розницу. Рост цен на импортные товары, как следствие рост товаров бюджетной категории и Luxury, провал в среднем ценовом сегменте.
  • Ритейл -4% спад в январе и -5% в феврале. Прогноз на год -10%.
  • Снижение покупательской способности.
  • Рост безработицы.
  • Рост невозвратных кредитов.
  • Инфляция.
  • Импортозамещение. 

Рынок недвижимости:

  • За 2014 год выдано 1 млн. ипотек. В 2015-м резкий спад на ипотечном рынке.
  • Значительные объемы ввода жилья. В 2014 году введено 130 млн. кв. м (77% жилой фонд). На 11% больше, чем в 2013-м. Рост за счет ввода проектов, инициированных в период строительного бума 2011-2012гг.
  • Сокращение инвестиций в недвижимость. Аналитики ожидают спад, связанный с инвестиционной паузой, начавшейся в конце 2014гг. Ввод недвижимости в 2016-2017гг будет явно меньше.
  • Рост стоимости строительства.
  • Ввод в эксплуатацию зданий, находящихся на финальной стадии строительства будет откладываться. Ввод в эксплуатацию отдельных проектов, запланированных на 2015 год, может растянуться до 2017 г.
  • Объем построенного и введенного в эксплуатацию жилья будет падать.

Главные тренды на рынке DIY

  • Доля строительных рынков в целом снижается, доля современных DIY-гипермаркетов растет.
  • Двигатели рынка – ветхий жилой фонд, нуждающийся в ремонте. Нацеленность российских потребителей на улучшение условий проживания.
  • Новые активные сегменты (сантехника, обои, люстры, мебель и пр.)
  • Проблемы с поставщиками, высокая конкуренция сетей.
  • Время консолидации на рынке DIY и оптимизации бизнес-модели.
  • Необходимость диверсификации форматов и многоканальности.
  • В будущем продаваться и доставляться будет абсолютно все.
  • Увеличение продаж строительных и отделочных материалов в среднесрочной перспективе. Рост сегмента «Товары для дачи» (люди будут обустраивать дачные участки, вместо того, чтобы поехать на отдых за рубеж).

Сейчас Топ 10 DIY сетей делают 30% всей выручки.

При этом из 330 сетей только у 120 есть Интернет-магазины (38%). Из региональных интернет-магазинов сильные позиции у Е96 (Екатеринбург), в том числе в сегменте сантехники и DIY.

По продажам строительных и отделочных материалов на душу населения Россия с показателем 195 долл. на человека в год пока существенно уступает большинству европейских стран.

Россия является одним из крупнейших и стратегически значимых рынков для международных ритейлеров. 4 крупнейших международных ритейлера DIY:

  • Groupe Adeo SA (Leroy Merlin). В 2014 году у Леруа 34 магазина. К 2018 планируют 100. Оборот 120 млрд. руб. в 2014 году.
  • Kingfisher plc (Castorama)
  • Tengelmann Warenhandel (OBI)
  • Kesko Corporation (K-rauta).

Отдельно стоит IKEA, т.к это не совсем DIY, а товары для дома (Household).

Внезапно :-) У “OBI” и “Leroy Merlin” Россия на 2 месте по продажам, у “Castorama” – на 3 месте, у “Kesko” – на 4 месте (недостижимые для большинства развитых конкурентных рынков показатели трафика и продаж с квадратного метра площади). Что говорит о неразвитости местных ритейлеров и низкой конкуренции.

Один из лидеров рынка – питерский «Петрович» с оборотом 3 млрд. рублей (Интернет-продажи 18% от оборота сети). Из фишек «Петровича» – доставка по Питеру за 4 часа и операторы в колл-центре со знанием таджикского и узбекского языков (будьте проще, и люди к вам потянутся). Летом планируется открытие Интернет-магазина и в Москве.

Рынок DIY (в отличие от автомобильного) не зависит от кредитов. Оборот по кредитам 0,5% (в автомобилях до 50%).

E-commerce DIY

  • Прогнозируется рост e-commerce за год до 40% (их них 25% – это инфляционный рост). 25 млн. человек покупают онлайн товары. Из них 32% Москва и 11% Сп-б.
  • Слияния и поглощения средних и крупных интернет-магазинов.
  • Выход оффлайновых игроков на рынок онлайн- продаж.
  • Вытеснение поставщиков из цепочки продаж.
  • Рост региональной онлайн-розницы.
  • Рост смешанных моделей продажи (доставка в ПВЗ, доставка в магазин, покупка из магазина в онлайн).
  • Влияние трансграничной торговли, в отличие от рынка одежды невелико. В основном покупают недорогие (средний чек 1800р) инструменты или запчасти к ним.
  • Гипермаркеты тоже продают товары сегмента DIY (Ulmart, Ozon, Eldorado, Wikimart).

 

Пожалуй, самое главное принципиальное отличие DIY e-commerce от остальных товарных категорий – это жесткая привязка к логистике, т.к товар зачастую крупногабаритный и курьерами на метро или дронами его не доставишь явно. Кроме того, товар зачастую сложный и требует консультации человека, который в нем разбирается (возьмите, например, любимую мной категорию Теплых полов). При этом на все про все маржа не такая уж большая – зачастую 20 – 30% это нормально.

Т.е что должно быть:

1) Каталог и контент на сайте с экспертной системой

2) Квалифицированный call-центр

3) Оптимизация логистики. Omni-channel

4) Автоматизация закупок и отношений с поставщиками. Автоматизация всего и вся чтобы сократить издержки, возвраты, расходы на рекламу и т.д и т.п. о чем писалось в первой части обзора.

 

P.S

Удивительное рядом. Google’s Project Tango – дополненная реальность в супермаркете


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>