rif2014-1

РИФ 2014 день 1-й. E-commerce, Интернет вещей и клуб анонимных шопоголиков

1-й день РИФа 2014. Небольшой сумбурный спич на тему как это было, какие секции обошла и чего умного услышала. С утреца было официальное открытие, и тащиться спозаранку на Рублевку как-то желания особого не было, впрочем, как и у большинства народонаселения, я полагаю, поэтому приехала к 12-ти к первой секции по e-commerce-у.


Федор Вирин и Борис Овчинников, как всегда, зажгли своим программным докладом про статистику рынка e-commerce в Рунете. Не со всеми цифрами, правда, аудитория в зале была согласна, но тренды и все цифры очень полезные. Тут у меня не хватило ума записать какие-то ключевые цифры, понадеявшись на то, что потом выложат презентации на сайте. Но в общем и целом выводы такие – есть поводы как для оптимизма, так и некоторые опасения, связанные с влиянием курса $, политической обстановкой и тем, что аудитория Рунета конечна – новые люди на рынок e-commerce приходят в основном из регионов, где средний чек меньше, чем в столицах, а проблем с доставкой и возвратами на порядок больше.

Про регионы, опять таки, отлично доложился Всеволод Страх, подробно рассказав о том, как Сотмаркет развивал свою региональную сеть и на какие грабли они понаступали. Для мелочи, конечно, этот доклад был все равно, что о сферическом коне в вакууме, но присутствующий в зале крупняк, я думаю, взял себе на заметку.

Потом я перебежала на секцию про Интернет вещей. MadRobots умудрились привезти трех действительно крутейших докладчиков из 3Doodler, Mio Alpha и Buccaneer (блин, как он правильно пишется я, видимо, никогда не запомню).

На разогреве выступил Эльдар Муртазин – кратко рассказав о том, что нас ждет в ближайшие лет так 10. Ничего хорошего не ждет, на мой взгляд :-). Видео-камеры повсюду, вещи покупают другие вещи, проблемы с прайваси и вообще полный технологический пузырь. Шутка. На самом деле не все так запущено. По мнению Эльдара, не надо сейчас голосовать собственным кошельком и инвестировать на том же KickStarter в какие-то “технологии ради технологий” и раздувать пузырь. Нужно инвестировать в вещи, востребованные в реальной жизни. Например – всевозможные гаджеты, связанные с умным домом (лампы, умные розетки, термостаты). Это те вещи, которые реально упрощают жизнь и экономят не только ваше время, но и счета за электричество.

На самом деле хорошо, что затронули тему технологических пузырей. Но без них – никуда. Какие-то технологии отомрут за невостребованностью сами собой, какие-то наоборот выстрелят и дадут толчок будущему прогрессу. В общем, обычный жизненный цикл. Чудес не бывает.

Кстати, для продвижения гаджетов из мира вещей (например, для умного дома), Эльдар советует применять демонстрации “на натуре” и вирусный эффект. В коттеджном поселке, например, стоит кому-то одному установить умные розетки, как тут же подтягиваются соседи и в итоге весь поселок. Т.е лучшая продажа – это опыт использования технологии на себе.

Кстати, аналогичное происходит и с 3D печатью – стоит человеку ручками попробовать сделать что-то самое простое и понять, что ничего страшного в этом нет – начинается уже цепная реакция и желание дальше в этом ковыряться и развиваться.

Но вернемся к интернету вещей. Понравилась история сравнения часов Basis B1 и Mio Alpha. Если Basis – это некая сборная солянка из разных функций, качество отдельной функции в которых сильно страдает, то вот Mio Alpha – это узкоспециализированное устройство, которое делает одну функцию, но делает ее на все 200%.

Очень понравилось выступление Дэниэла Коуэна из 3Doodler. Только практика, никакой воды. Дэниэл рассказал, что 3Doodler появился в результате ошибки при печати обычным 3D принтером. При печати принтер оставил дырку и ребята подумали – хорошо было бы взять в руки экструдер и просто закрасить эту дырку. Вот так из каких-то проб и ошибок получаются новые девайсы и технологии. Они начали думать активно в эту сторону и сделали сначала прототип 3D-ручки, потом уже нашли подходящее производство в Китае.

У команды серьезный технический бэкграунд, поэтому очень многое делается основателями – они есть на видео на KickSterter-е. Но также было отмечено, что они видят своим большим преимуществом аутсорс – когда люди нанимаются под конкретные задачи и компания за счет этого может быстро расти.

Из зала прозвучал комментарий, что в России нашлось всего 3 команды, которые могут из вашей идеи какого-то гаджета сделать прототип и разработать электронику для девайса. Печально. При том, что в каждом крупном городе есть технические вузы (а про Москву-Питер вообще молчу) – куда все это девается, совершенно непонятно.

Из озвученных цифр – в прошлом году в мире было продано 42.000 3D принтеров и 55.000 ручек 3Doodler. В этом году по прогнозам будет продано 72.000 принтеров.

Стоимость 3D-ручки в России в рознице 6000р. Возраст 12+. И кстати, если стоимость 3D принтера для какого-нибудь провинциального кружка детского творчества все-таки еще кусается, да и не каждый учитель с принтером разберется, то вот ручка за 6000р – вполне доступная штука.

Компания планирует развивать на сайте некую экосистему и комьюнити из увлеченных 3-х мерным рисованием. Вообще это очень полезная вещь для развития пространственного мышления, у подростков особенно. Можно посмотреть галерею уже созданных рисунков. Очень вдохновляет. Появились поделки из 3Doodler и на Etsy.com. И мне кажется это вот прям самая их целевая аудитория. Всякие девицы-рукодельницы и дизайнеры-художники.

Из особых фишек, важных для KickStarter (На KickStarter 3Doodler собрал $2,344,134.) Дэниэл отметил важность правильных текстов и промо-ролика. Они должны быть краткими, понятными и цепляющими.

Что касается продвижения в СМИ, то 3Doodler начал общаться с журналистами за 2 месяца до запуска кампании на KickStarter. Из кейсов продвижения в СМИ понравилась их идея нарисовать портрет журналиста и отослать ему с пресс-релизом его изображение 3D. Как результат – получили упоминания во всех мировых техно-блогах и попали в журнал Time.

Продолжил тему Артем Галеев из Mio Alpha. Это русский ученый из Кемерово, который работает на западную компанию. Их технологии не смог пока повторить никто в мире. Прям круть!

Если 3Doodler – это классический стартап, который запустился через KickStarter, то история Mio Alpha немного другая. Компания существует с 2001-го года и Mio Alpha – это не первый их девайс. KickStarter использовался в основном для получения медийного эффекта. По деньгам было собрано $321,314 из заявленных $100,000.

Артем рассказал историю компании Mio Alpha. Тут я, кстати, для себя узнала тоже много нового. Оказывается, вся эта движуха с браслетами, пульсометрами и прочими часами с датчиками пульса началась еще в мохнатых 80-х годах, а вовсе не с выпуска Fitbit, Fuelband или Jawbone. Так именно в 1982-м году был выпущен PE2000 Polar Sport Tester.

Компания Mio Alpha (основательница компании Liz Dickinson) в 2001-м выпустила пульсометр для женщин. Продвигался девайс в основном через женские СМИ и они на сколько понимаю хорошо стартанули. Позже на этот рынок подтянулись такие монстры как Polar, Garmin, Timex, конкуренция выросла, маржа упала и компания задумалась куда развиваться дальше. В 2011-м был запущен Интернет-сервис youngr.com для контроля за стрессом. Уровень стресса измерялся по ритму сердца. 

Также Артем кратко рассказал про новинки – браслет MioLink и сервис Mio Go. Mio Go напомнил одну из серий 1-го сезона Black Mirror (если не смотрели – очень рекомендую).

Последним из приглашенных гостей выступал Брендан Гох из Buccaneer (3D принтер доступный по цене). В основном рассказал про сам принтер, его экосистему (планируется еще сообщество, галерея готовых моделей типа Thingiverse и свой редактор для создания 3D моделей). В России РРЦ на Buccaneer 35.000р.

Заключительная вечерняя сессия e-commerce была организована Федором Вирином в виде «шаров», которые я для себя обозвала клубом анонимных алко… шопоголиков. Зал был поделен на 6 кругов (цифровые товары, электроника, фешн, мебель, дети, супермаркеты) – и в каждом круге колллеги по отрасли общались на свободную тему под присмотром модератора. В нашей электронике самые бурные обсуждения вызвали CPA Маркета (даже очень большой крупняк признал, что пока там все очень странно), кросс-бордер и серый/черный импорт, партнерские сети, проблема с отсутствием блогеров, готовых писать про технологии (т.е они конечно же есть, но хотелось бы, чтобы их было таки побольше).

Жалко, что одновременно шли круги по фешн и гипермаркетам и что там обсуждалось история умалчивает, т.к видео-записи кругов не велись.

Вот такая история про первый день РИФа. Еще буду в пятницу 25-го, так что будет продолжение Марлезонского балета.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>