Практика Day's

Практика Интернет-торговли – откуда берутся Интернет-магазинщики?

За последние 3,5 года пришлось консультировать 11 Интернет-магазинов. Не знаю много это или мало. Для меня – достаточное количество, чтобы начать делать какие-то выводы. Это немного меньше, чем количество проектов, которые рассказывали о своем пути к успеху, а также ошибках и откровенных факапах на «Практика Days», прошедшем 15 марта в Москве. Подробнее о самом мероприятии можно почитать тут и в группе в FaceBook. Для тех кто не смог посетить мартовскую встречу, планируется похожее мероприятие в июне.


Мероприятие хорошее, позитивное, особенно нужное для начинающих и тех, кто только планирует открыть свой магазин. Вообще, несмотря на то, что в отрасли уже есть свои тематические СМИ (Shopolog), группы в соцсетях, конференции и пр., да и деловая пресса пишет про e-commerce довольно активно, но, как мне видится, многим людям «не из рынка» наивно кажется, что открыть свой магазин – как раз плюнуть.

Так вот, у каждого магазина своя история и свои грабли. «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И даже если прослушать не 15 реальных кейсов, которые были на «Практика Days», а 15.000, то, начав делать свой проект, вы найдете и свои 15.001-е грабли. Вот это гарантировано на 100%.

Вывела для себя в итоге некие общие истории про то, откуда берутся новые Интернет-магазинщики:


1) «Семья». История стара как мир. Есть, например, устойчивый офф-лайн бизнес и любимое дитятя назначается развивать Интернет-направление или же наоборот, сам «продвинутый» в технологиях наследник предлагает развивать Интернет-продажи, т.к есть знакомый друг программист/дизайнер сайтов. Пример iLux.ru и qpstol.ru.
2) «B2b». Компания среднего бизнеса создает он-лайн представительство для расширения каналов продаж. Похоже на первый сценарий, кроме того, что создавать и развивать магазин дают наемному менеджеру-профессионалу, а не родственникам. Вариант Timecode.ru.
3) «Венчур». Магазин создается венчурным фондом. Пример KupiVip.ru или почивший не так давно Heverest.ru.
4) «Бригада». Есть яркий лидер (как правило, подкованный в технологиях), который собирает вокруг себя сначала небольшой профессиональный коллектив «однокурсников», затем масштабирует бизнес при этом автоматизируя все что можно. Упор в первую очередь делается на IT. Пример Sotmarket.ru.
5) «Уставший планктон». Менеджерам среднего звена надоедает работать «на дядю» и они организуют свой «свечной заводик». Пример MadRobots.ru.
6) «Girls». История про то, как домохозяйка открывает свой Wildberries.ru.
7) «Soft». Компания-разработчик или программист-одиночка пишет свой движок магазина, потом продает бизнес. История компании Рексофт, которая создала когда-то давно Озон.
8 ) «Локализация». Западные бренды выходят на Российский рынок. Пример Интернет-магазина Zara.
9) «Конвейер по созданию магазинов». Есть отработанные на нескольких проектах модели и бизнес-процессы. Опытная управляющая компания открывает Интернет-магазины в разных нишах, на разных рынках, на разных жизненных циклах. Успешные проекты продаются, убыточные закрываются. Пример preboris.ru.

Немного о кейсах на “Практике” (я была не до конца мероприятия, поэтому напишу только про те магазины, которые послушала)

Борис Преображенский советовал искать ниши на стыке B2B и B2C. Плюс B2B в стабильных повторяющихся продажах. Выгодно продавать дорогие товары малыми партиями, а не много много дешевых товаров – выше маржа, меньше проблем с логистикой. Также можно уйти в рынок услуг для B2B, т.к в услугах маржа выше. Совет Бориса – попробовать найти нишу в B2B с нулевой конкуренцией, в которой еще не развиты Интернет-продажи.
Т.к Борис запускал проекты в разных нишах и сегментах, то среди проблем с которыми приходилось сталкиваться он отметил следующие:
– Серый или черный рынок (кофемашины, часы) не соблюдается РРЦ, товар завозится «челноками» в обход дистрибьютора.
– Спад на жизненном цикле. Пример – рынок дорогих 3D плоттеров, который убивает доступная 3D печать и настольные 3D принтеры. Нужно просчитывать KPI проекта и знать когда лучше уйти с рынка.
– Возможные проблемы с доменом. Пример – магазины mrApple.ru и МирКерхер. Владельцы марок могут запретить использовать название бренда в домене и логотипе.
– Никогда не экономить на IT. У программистов Бориса план работ составлен до 2015 года.

Николай Белоусов из MadRobots.ru рассказал про историю возникновения магазина гаджетов с KickStarter. В принципе повторил уже написанное на Хабре http://habrahabr.ru/company/madrobots/
Из насущных проблем проекта на сегодняшний день, Николай отметил проблему с масштабированием IT и логистики.
У проекта довольно необычная концепция синергии нескольких направлений: Интернет-магазин / B2B / Розничные магазины / Производство гаджетов в России / Маркетинговое агентство для продвижения гаджетов.

Дмитрий Бавинов из unizoo.ru рассказал об интересной для Интернет-магазина механике запуска, которая обычно используется стартаперами. На сайте до открытия висела форма с приглашением подписаться и узнать о дате запуска магазина товаров для животных. Таким образом было собрано 1500 адресов.

Средний чек в зоо-тематике в районе 100$, но благодаря тому, что корм для животных нужен постоянно, можно присылать автонапоминания повторить заказ через 3 недели, например, и зарабатывать на повторных покупках.

Также в планах магазина развивать контент-составляющую на сайте. Полезно и для людей и для SEO.

Александр Фоминенков из labooks.ru поделился интересной историей того, как магазин, который продавал книги на языке оригинала нашел свою «золотую жилу» в сегменте дорогих больших альбомов для дизайнеров, фотографов и рекламистов. В книгах и учебной литературе маржа небольшая, а доставок много.  Нужно содержать целую армию курьеров. Дорогие редкие дизайнерские книги на английском языке продавать, естественно, выгоднее, чем литературу для школьников. Покупатели готовы ждать доставку 2-3 дня и магазину становится проще планировать логистику.

Также интересное наблюдение – в другом магазине Александра (фешн-тематика) при поднятии цены на товары, количество заказов увеличилось. Наши люди считают, что хорошая вещь не может стоить дешево.

Руслан Валеев из babybrick.ru (продажа конструкторов LEGO) сам профессиональный разработчик и архитектор ПО в одной из ведущих компаний. Вполне естественно, что в его магазине упор делается на автоматизацию, что дает возможность управлять магазином силами всего 4-х взаимозаменяемых сотрудников. Магазин мониторит не только цены конкурентов, но и появление новых товарных позиций в ассортименте LEGO и сразу заводит под них карточки товара. После редизайна сайта конверсия выросла в 2 раза. Сайт работает на OSCommerce, который сильно переписан под свои нужды.

Кирилл Соколин из qpstol.ru поделился своей философией ведения бизнеса – постараться совместить максимализм и здравый смысл. Компания придерживается концепции устойчивого развития и постепенно наращивает свои мощности. Главным преимуществом считают качество своей доставки и сервиса.
Из тонкостей мебельного бизнеса было отмечено, что это сложный продукт, цена которого складывается из сборки, доставки, подъема на этаж. Заявленная на разных мебельных сайтах цена может в итоге сильно измениться.

В кулуарах, также, можно было пообщаться с представителями спонсоров мероприятия – Alytics.ru, Flocktory.com, RetailRocket.ru, CallTouch.ru, InSales.ru.

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>